PEARL HARBOR

Если в школе вас учили, что Вторую Мировую войну выиграла Россия, что именно советская армия невероятными, фантастическими усилиями, сумев оправиться от чудовищных потерь, наголову разбила фашистскую рать, - забудьте об этом. Ибо историю теперь пишут голливудские продюсеры, и наши дети, наряду с детьми всех остальных континентов, постигают ход событий сороковых годов из их сверхприбыльного творчества.
Может, конечно, не все так трагично, и я несколько преувеличил факты, но, думается, если американскому бойскауту, или его гёрлфренду задать сакраментальный вопрос: "Кто выиграл Вторую Мировую?", ответ последует незамедлительно, и страной-победителем будет названа отнюдь не Россия, не Англия, не великая, самостийная и незалежняя Америка, God Bless, Hoorrah, Yankee Doodle! Впрочем, стоил ли упрекать жителей молодой, но гордой державы, в избытке патриотизма, которого Россия лишилась уже давно, и, похоже, надолго? Стоит ли судить их за гордо поднятый волевой подбородок при виде полосато-звездного флага, тем паче нам, вернувшим в употребление гимн эпохи тиранов и диктатуры. Впрочем, не стоит о грустном. Вернемся к кинематографу, о котором, собственно, я и собирался вести речь.
Итак, чем гордится Америка? Сложа руки, американские генералы следили за развитием войны в Европе, предпочитая дождаться, пока ситуация разрешится в пользу той или иной стороны. Дождались. Вероломные, но не лишенные благородства (как следует из кинокартины "Перл Харбор") японцы, одним махом разметали весь американский флот, за что, несколько лет спустя, лишились двух городов, и, спустя еще некоторое время, видимо, в отместку всем и вся, стали самой прогрессивной страной в мире. В общем, на фоне довольно неутешительных для США событий, спасти ситуацию может только образ Героя - пусть просрали ситуацию с япошками, пусть толком не повоевали, но ведь были же люди, которые могли, которые умели, да если бы им… да если бы их… да они бы всех!.. они бы напрочь!.. Смельчаки, патриоты, умницы, вот на ком стояла и стоять будет североамериканская земля, от округа Колумбия до Калифорнии, от Техаса до Миннесоты, от Атлантического до Тихого океана, от канадской до мексиканской границы.
Двое простых парней, взращенных кока-колой и поп-корном, вступают в ряды вооруженных сил и влюбляются в одну и ту же медсестру, надо отдать им должное, поочередно. Классический любовный треугольник, исход которого можно предсказать еще задолго до конца фильма. Недаром война (одного точно убьют), недаром один актер поизвестнее (Бен Эффлек) - стало быть, выживет, а другой помоложе и менее популярен (Джош Хартнетт) - его-то и укокошат. Фи, как предсказуемо, до цинизма. Будь старик Станиславский зрителем этой картины, он бы уж точно заверещал свое коронное "не верю!" ломающимся старческим голосом, но тот уже далече, и кричать некому, но от этого не легче. Любовный треугольник все равно выглядит не слишком убедительно. Уж как-то все больно легко, и сразу, и надуманно, и, опять же, предсказуемо.
Ну, скажете вы, а разве вам обещали любовный роман? Разве вы шли смотреть на слюнявые поцелуи и горячие объятья? Не-е-е, получайте то, что было обещано - а обещано было двестимиллионное вложение в батальные сцены, полеты бомбардировщиков и взрывы кораблей, и в прочие красоты фильма о войне. И что - не нравится, плохо что ли? Мало дыма? Мало взрывов? Мало потопленных кораблей и трассирующих пуль в воздухе?
Спокойствие, только спокойствие, все путем, всего достаточно, уж с этим никаких вопросов. Снимать, слава богу, там, у них, умеют. И тут уже и Станиславский свернулся калачиком и мирно посапывает в своем гробу, и даже, наверное, Эйзенштейн с завистью пытается понять "как это они такое сняли?". Так и сняли. За такие деньги можно было бы и натурально разбомбить Гаваи и японские острова впридачу.
Зато раз уж получили удовольствие от натуралистичных до головокружения полетов авиабомб на американские эсминцы - извольте насладиться и тем самым вышеупомянутым патриотизмом - в нагрузку, в лучших традициях доперестроечного периода. Вот вам и бравые парни, вышагивающие в форме на фоне ангара (кадр, будто бы скопированный из "Астероида"), вот вам и пронзенный пулями полосатый флаг, в воде, среди тел погибших солдат, и вот он же, но победоносный, на мачте, и салютующий герой (ох уж этот жест, ну никак без него), и Президент Рузвельт, преодолевший свою немощь назло нерешительным генералам, и прочее, и прочее, и прочее…
Зато, что, несомненно, стоит отметить как плюс, картина, несмотря на три тысячи убиенных солдат, отнюдь не изобилует вывороченными кишками и брызжущей кровью в традициях "Рядового Райана". Что называется, можно рекомендовать к просмотру в дошкольных учреждениях. Даже кадры с умирающими и покалеченными солдатами смазаны и разплывчаты, и совсем не страшно.
А в целом? В целом - никак. Посредственный фильм с гигантским бюджетом - будущее голливудской киноиндустрии. Спецэффекты в ущерб сценарию, операторская работа лучше режиссерской и деньги в кармане продюсеров - стоило ли надеятся на иное?
И ведь дадут "Оскар", что самое смешное. И не один, как пить дать. Впрочем, мы-то с вами нормальные люди, на статуэтки не равняемся, и все равно как-то тоскливо. Хочется хорошего кино. Пусть заведомо коммерческого, или наоборот, суперэлитарного, заумного, но хорошего. Чтоб выйти из кино и понять, что не зря… А так - лучше уж книжку почитать, а то вона их скока - непрочитанных-то.

Hosted by uCoz